Большинство из культурного наследия Камбоджи сохранилось
во время проводимой Красными кхмерами политики «чистого государства».
Хотя по подсчётам около 2-х миллионов камбоджийцев погибло,
миллионы произведений искусства, статуй и книг были испорчены,
но знаменитые образцы архитектуры периода Ангкор, например
Вэт Ангкор и Тхом Ангкор, сохранились почти без изменений.
Национальный Музей в Пномпене
– прекрасное место, где можно увидеть образцы кхмерской скульптуры,
особенно прекрасно изображённые индуистские божества. Наиболее
наглядным примером связей между славным прошлым страны и настоящим
является ярко стилизованный королевский балет, построенный
на основе традиционных танцев Таиланда, Явы и Индии. Во времена
правления Пол Пота искусство танца тоже находилось под угрозой,
и выжила только одна белошвейка, которая смогла передать древнее
мастерство создания национального костюма.
Кхмерская архитектура
достигла своего пика в период Ангкорской эры IX-XIII веков.
Архитектура VII-VIII веков представлена мало сохранившимися
одиночными святилищами. В дальнейшем тип архитектурных сооружений
изменялся. Типичный кхмерский монастырь – ват – представляет
собой комплекс зданий, расположенных на территории, обнесённой
стеной.
Вершиной кхмерского зодчества по праву считается Ангкор Ват,
где только территория самого храма занимает площадь 1000x850
метров.
В конце XIX века камбоджийская архитектура попадала под влияние
Европы, что выражалось в строительстве домов европейского
типа, но всё же с традиционными местными элементами. В это
время были созданы Королевский дворец и Серебряная пагода
в Пномпене.
Современные сельские дома построены на высоких деревянных
сваях, крыши покрыты соломой, на полу циновки, сделанные из
пальмы, а полы – из ткущихся бамбуковых полос, опирающихся
на бамбуковые балки. Тень используется для отдыха и хранения
пищи. Более состоятельные семейства строят здания с деревянными
стенами и плиточными крышами, но конструкция остается такой
же.
Камбоджа имеет давние музыкальные
традиции.
Ни одно мероприятие не обходится без музыки. Многое из традиционной
музыки Камбоджи было потеряно, так как не существовало нотной
записи. Мелодия передавалась от человека к человеку. Сейчас
музыка страны испытывает огромное влияние американской музыкальной
культуры, в частности, рэпа.
Истоки музыкальной культуры кхмеров восходят к глубокой древности.
Достигнув расцвета в период Ангкора, кхмерская музыкальная
система сохранилась почти в неизменном виде. Музыка кхмеров
основана на пентатонике. Её структуру определяет ритм, поэтому
главное место в оркестре принадлежит ударным инструментам
– сампо, чайям, скотому, цимбалам и гонгам. Мелодию ведёт
гобой или тростниковая флейта – клой. Струнные инструменты
были введены в XII веке – та диэу, тяпей и та ке, инструменты
скрипачного типа тро-че, тро-сао, тро-кмаэ. Большой классический
оркестр, отличающийся от народного оркестра лишь количеством
инструментов.
В 1966 году в Пномпене был основан институт изящных искусств,
готовящий профессиональных актёров, музыкантов, танцоров.
В Пномпене выстроен также большой государственный концертный
зал.
Искусство танца
кхмеров берёт своё начало от народных танцев, многие из которых
носили обрядовый характер. Наиболее популярен королевский
балет, который преподавался во дворце и после свержения королевской
власти. Его традиции уходят корнями в глубокое прошлое и связаны
с культурой Индии, Таиланда и Явы. О высоком развитии музыкальной
и танцевальной культуры кхмеров свидетельствуют барельефы
Ангкорских храмов с многочисленными изображениями музыкантов
и небесных танцовщиц – апсар. Сюжетную основу классического
кхмерского балета составляют древние легенды и сказки. Рисунок
танца складывается из отточенных, изящных телодвижений, плавных
жестов рук. Каждый из жестов имеет определённый смысл, большое
значение имеют костюмы и украшения. Мужские партии исполняются
в масках, стиль и цвет которых различен. Женские персонажи
масок не имеют, но танцовщицы накладывают на лица очень яркий
грим. Процесс обучения искусству танца занимает 10 лет. Каждого
ученика готовят к одной конкретной роли.
Буддизм Теравада
– господствующая религия Камбоджи. В эту страну буддизм проник
вместе со становлением первого кхмерского государства во II-VI
веках. Здесь преобладала махаяна с существенными элементами
индуизма. С XIII века всё большее значение приобретает теравада,
в конце концов, вытеснившая индуизм и махаяну. В 1950-60 годы
в Камбодже насчитывалось около 3 тыс. монастырей, храмов и
55 тыс. монахов теравады, большинство из которых было убито
или изгнано из страны во время правления «красных кхмеров»
в 1975-79-е годы. В 1989 году буддизм был объявлен государственной
религией Камбоджи, так как 93% населения буддисты.
Монастыри подразделяются на 2 подшколы: Маханикая и Даммаютиканикая.
Вьетнамский этнос Камбоджи в основном следует махаяне.
Кхмерский – официальный
язык страны, учить его достаточно сложно, но постепенно
что-нибудь получится. Английский всё больше приобретает значение
второго языка в стране, обгоняя французский, на котором всё
ещё говорят многие люди, выросшие до 1977 года. Французским
языком владеет большой процент пожилых людей, которые получили
образование в до Пол Потовской Камбодже. Также можно встретить
достаточно много кхмеров сносно говорящих по-русски. В Пном
Пене существует так называемый Русский Рынок, где во многих
лавках с Вами будут пытаться объясняться на русском языке.
Большая часть городского населения хорошо владеет вьетнамским
и китайским языками. Также очень популярен особенно среди
молодёжи тайский язык.
Образовательная система
в виде первых светских школ появились в стране в середине
XIX века с установлением господства французских колонизаторов.
В 1960 году насчитывалось всего 1000 государственных начальных
школ и около 2 тыс. начальных монастырских школ, 10 средних
учебных заведений и 1 высшее. К концу колониального периода
около 80% населения было неграмотно. После завоевания независимости
народное образование получило значительное развитие. К 1965
году доля неграмотных среди лиц старше 15 лет снизился до
67%. В 1967 году государственные ассигнования на просвещение
составляли 21,6% бюджета.
Ныне система народного образования включает:
• 6-летнюю бесплатную начальную школу,
• 4-летнюю неполную среднюю школу – колледж,
• 7-летнюю полную среднюю школу – лицей.
Учебная программа колледжа и 1-й ступени лицея одинакова.
На 2-й ступени лицея происходит разделение на гуманитарное,
естественнонаучное и математическое направления. Окончившие
лицей получают диплом «полного бакалавра», дающий право поступления
в вузы.
Профессионально-техническое образование осуществляется на
базе начальной школы в профессиональных школах и технических
коллежах. Квалифицированных рабочих готовят профессиональные
центры. Наиболее крупные из них это Национальная школа искусств
и ремёсел в Пномпене и Технический колледж в Кампонгтяме.
Учителей готовят педагогические центры и Национальный университет.
Всего в Камбодже 9 ВУЗов. Крупнейшие из них – Национальный
университет, основанный в 1960 году Студенты учатся на медицинском,
педагогическом, юридическом, коммерческом, литературы и гуманитарных
наук, социальных наук факультетах.
В Пномпене находится Национальная библиотека (31 тыс. наименований)
и Национальный музей (1917 год) с коллекцией кхмерского искусства
VI-XX веков.
|