И с родом и с племенем...
Обычно при разговоре о племенах в воображении многих сразу представляются суровые, волосатые и бородатые древние люди, странствующие в поисках пристанища, воды и пищи. Примерно так все и было у предков современных черногорцев. Древний славянский народ из Закарпатья то вытеснялся другими племенами, то вытеснял кого-то сам, строил поселения, охотился и занимался хозяйством. Однако до сих пор, разговаривая с любым из черногорцев, легко можно услышать «я бокелец» или «я из маин». Отчего же у южных славян так сильны племенные традиции?
Балканские сербы получили свое название с подачи византийского императора Константина Багрянородного в XI столетии. Он попросту использовал самоназвание родственного славянского народа – лужицких сербов (сорбов), уже имевших к XI веку княжеские династии.
Однако между славянскими племенами все было весьма и весьма сложно. К примеру, болгары и македонцы – потомки не только славян, но и булгар (родственников современных татар) и македонцев большой Греции, которые к тому времени были ассимилированы с греками и получили свой этноним от Александра Македонского. До сих пор современная Греция судится с соседней Македонией за право одной из исторических областей носить то же название.
|
|
Славяне Хорватии ассимилировались с потомками далматских римлян и более поздними италийскими племенами. Вплоть до раскола христианства в 1054 году они были скорее группой в составе сербов, и до сих пор в Хорватии выделяются далматинцы, претендующие на то, чтобы быть наследниками римлян. Черногорцы многое взяли от иллирийских племен, а кое-что – от турков и монголов, осаждавших Ульцинь. Многие антропологи относят их к самостоятельной динарской подрасе внутри европеоидной расы. И уже на основании этноса происходит процесс формирования национальности – с языком, культурой, традициями.
Что же касается Черногории, то примерно 30% граждан страны считает себя сербами, 7% - албанцами. Еще 7% – босанцы (бошняки), принявшие ислам сербы, также известные под этнонимом «мусульмане», по вероисповеданию. Также есть хорваты, греки и многие другие. Именно из-за религиозного многообразия после распада Югославии здесь, в отличие от Сербии или Боснии, не было серьезных национальных конфликтов.
Сейчас в Черногории собственно черногорцев около 40%. Жители северных районов называют себя брдянами, «народом гор», и большинство из них относят себя к сербам, вместе с которыми они приняли христианство в XI веке, а после разделения церквей отошли к православной конфессии. Тем не менее, самоназвание «брдяне» в наши дни практически не используется.
Бокельцами называются жители Боки Которской и прибрежного района, кроме ареала Герцег Нови. Их общность формировалась в окрестностях трех основных городов – Котора, Рисана, Пераста, не ассимилированных турками. Именно сохранение бокельцами европейских культурных традиций позволяет современным черногорцам утверждать, что их страна никогда не переходила полностью под власть султанов. Основное культурное влияние на бокельцев, вплоть до стиля национальных костюмов и музыки, оказали венецианцы. Именно бокельцы редко называют себя сербами либо черногорцами, активно используя самоназвание, среди верующих встречаются как православные, так и католики.
Герцеговинцами называются жители ареала Герцег Нови (Святого Стефана) и его ареала, потомки подданных герцога (воеводы) Стефана Косачи. Сейчас территория средневековой Герцеговины разделена между Черногорией, Хорватией, Сербией, Боснией и Герцеговиной. Причем жители последней определяют себя не как герцеговинцы, а как сербы либо бошняки.
Собственно черногорцы – это жители побережья от Грбаля, долины рядом с Тиватом, до Бара и столицы страны Подгорицы. Их общность формировалась в период становления Зеты и Дуклянского королевства в XV -XVIII веках.
Даже при том, что местные жители зачастую сохраняют свои традиции и культурную идентичность, за период первой (1918) и второй (1944) Югославий разделение на народности во многом стерлось. Пожилые люди называют себя югославами, а молодежь не всегда помнит о корнях. Но стоит заговорить о племенах – и многие люди расскажут историю своего рода до двадцатого колена.
Корни этого явления лежат в стремлении славян к самоуправлению. На Балканах существовали жупы – районы, управляемые парламентом – жупским сбором. Впоследствии избранные таким образом лица становились и монархами.
|
|
Власть в Которе принадлежала славянскому вече (примерно как в Великом Новгороде на Руси), позднее видоизмененному на венецианский лад - с судьей, князем. Подобная форма правления не мешала войску успешно оборонять город от захватчиков, а торговцам и купцам – получать прибыль. Однако в XV - XVI веках Сербия и Черногория оказались под властью Османской империи. В Сербии образовалась централизованная власть наместников султана, в то время как в Черногории царило безвластие, народ стихийно сопротивлялся туркам, было широко распространено пиратство. Встречалось самоуправление городов или монастырей со своими лидерами. Зачастую черногорцы даже брали в осаду турецкие крепости с требованием кровной мести за расправу над единоплеменником.
Что касается административного деления страны, то южные славяне жили во власти славянских правителей. Местная власть эта была разрушена турками, и в условиях османской оккупации восстановить ее было практически невозможно. Тут и вспомнили о племенах и жупах: жупанские села объединялись в племена, разделенные на несколько территорий, «нахий». Иерархия управления была такова: дом - братство - племя - нахия. Благодаря системе местного правления отношения с турками стали договорными, Черногория получила автономию в составе Османской империи. Сбором налогов занимались местные старейшины, черногорцы не служили в армии вне своей земли.
Первая область племен проживала к юго-востоку от реки Зета, к западу от Скадарского озера и к северу от Боки Которской, в регионе Цетинье и четырех нахий: Катунской, Риекской, Црмничской и Лешанской. Это была родина Цетинцев, Цуцев, Чекличей, Негушей, Озриничей и Пьешивцев.
Другая область находилась в горной части между реками Зета и Лим, где проживали племена Семи гор - Белопавличи, Пиперы, Морачаны, Кучи, Васоевичи, Ровчаны, Дробняки.
Племена древней Герцеговины: Риджаны и Никшичи. Приморские племена: Маины, Поборы, Паштровичи и Грбляне. Названия племен сохранились в названиях городов, сел, предприятий: монастырь Подмаинэ, соляной завод Кучи, город Никшич, село Глухи До.
Народности Черногории постепенно формировались в основном из тех или иных групп нахий, кроме бокельцев, включивших представителей всех племен, способных жить у моря.
Несмотря на разные возможности и условия жизни племен, самоорганизация черногорцев позволила подготовить почву для национально-освободительной борьбы и последующего освобождения от турецкой власти. Требовалась уже более серьезная консолидация сил и ресурсов, которую пытались проводить владыки Черногории, однако племена были снедаемы междоусобицами.
Этим междоусобицам удачно положил конец самозванец Степан Малый, по одной из версий – беглый русский офицер. Он представлялся эмигрировавшим русским императором Петром III, пользуясь популярностью России в Черногории. В результате правления Степана Малого внутренние распри практически прекратились, и на базе религиозной православной общности в XVIII веке было создано сначала теократическое, а еще два столетия спустя и светское княжество.
Судьба племен при этом складывалась по-разному. Например, те же Кучи отказались платить дань первому светскому князю Черногории, происходившему из Негушей, вследствие чего были практически полностью вырезаны. Остальные племена стали вливаться в государственность, в стране появились и гвардия, и школы. Князь Данило, оста вивший много хорошего Черногории, даже в XIX веке жил по законам своего народа.
История черногорских племен оставила свой след и в сознании людей, и в материальной культуре: памятники, храмы, монастыри, предприятия. Например, всемирно знаменитый курорт «Святой Стефан» создан сильным племенем Паштровичей на рифе как крепость и торговый город. Память о предках с гордостью хранится в каждой черногорской семье, олицетворяя стремление народа к независимости. Это не столько знание своей семьи, традиций, своего генеалогического древа, сколько знание истории и национального достоинства своего народа. |