Ангкор
Находясь в глубине полуострова Индокитай, Ангкор был забыт
и полностью зарос джунглями за долгие столетия средневековья.
«Затерянный город» Ангкор стал центром популярности в Европе
после публикации в 1860-х годах “La Tour du Monde” Анри Муота.
Открытый на границе французских колониальных владений, он
засиял мистической загадкой былого величия ушедшей Кхмерской
цивилизации. Сюда неоднократно направлялись археологические
экспедиции в XIX и XX веках. С 1908 года французские археологи
стали планомерно очищать от джунглей и восстанавливать храмы
Ангкора.
Это небольшое очаровательное королевство в Индокитае было
крупной могущественной империей Юго-Восточной Азии в период
IX-XIV веков империей Кхмеров с необычайно богатой культурой.
Хорошо сохранившиеся храмы поражают воображение своим богатством
форм и изяществом. Стены многих из них украшены великолепными
рельефами на историко-религиозные темы. После окончания гражданской
войны в 1990-х годов этот процесс продолжился под эгидой ЮНЕСКО.
Весь Ангкор настолько притягателен и загадочен, что бродить
по нему можно целыми днями, наслаждаясь тонкой духовной атмосферой,
красотой и выразительностью памятников, экзотической природой.
Сиам-Риап, храмовый комплекс Ангкор
Древняя столица Великой Кхмерской империи, Ангкор признан
мировой общественностью одним из чудес света. Храмовые комплексы,
расположенные на территории более 200 кв. км и состоящие из
множества величественных строений, поражают воображение каждого.
Ангкор огромный город, построенный в период с IX по XIV века,
когда империя была в своём расцвете. Её территория тогда занимала
пространство нынешних Таиланда, Камбоджи, Лаоса и Вьетнама,
выходя на западе к Бенгальскому заливу, а на востоке до района
Юннаня в Южном Китае.
Контролируя торговые пути между Индией и Китаем, империя разбогатела
очень быстро. По закону, храмовые сооружения и монастыри сооружались
только из камня, подчёркивая уважительное отношение к богам
«родственникам» правителей. Всё же остальные сооружения в
столице, включая общественные и даже дворцовые здания, делались
из дерева и не сохранились.
Императоры относили себя к потомкам богов девараджам. Используя
финансовые ресурсы империи и тысячи рабочих рук в течение
многих лет, они увековечивали, прославляли себя и своих небесных
покровителей. Будучи буддистами, кхмеры вырезали на монументах
прекрасные фигуры Авалокитешвары, Амитабхи, Амитаюса, богов
Вишну, Шивы, Индры и других. Во всех храмах и монастырях столетиями
проводились службы и практики, и поэтому атмосфера комплекса
наполнена мистической составляющей. Громадные храмы, до 65
м высотой, представляют собой не просто сложенные в геометрические
фигуры камни.
Это точно спроектированные сооружения с комнатами, террасами
и коридорами, некоторые площадью в квадратные километры, украшенные
изысканной резьбой и вырезанными в камне картинами. Кхмеры
в большей степени были скульпторами, чем строителями. Они
складывали камни в определённом порядке, делая комнаты и коридоры,
а затем срезали лишние части, создавая нужные образы. Камни,
из которых построены храмы, удерживаются только за счет собственной
массы, без дополнительного крепления. Поэтому величайшие строения
кхмеров не перестают удивлять и восхищать каждого!
Ангкор Том
Укрепленный город был построен во времена самого большого
строителя Империи Джаявармана VII в XII веке, после переноса
центра столицы из района Бапуона. Форт, имевший пять монументальных
ворот с огромными лицами Бодхисаттвы Авалокитешвары над каждыми
и стены длинной 10 км, был гордостью империи сотни лет. Внутри
его расположены самые мощные и красивые сооружения в Индокитае
Ангкор Ват, Байон и Та Пром.
Ангкор Ват
Храмовый комплекс Ангкор Ват красивейший среди памятников
старины Ангкорской группы и один из наиболее сохранившихся
храмов. Он является подлинным архитектурным шедевром. Совершенство
в объёме и размерах, сочетание величия и лёгкости, этот храм
выражение кхмерского искусства в самой высокой точке его развития.
Ангкор Ват, как и другие храмы этой местности, построен по
принципу священной горы Меру. При строительстве Кхмеры закладывали
расстояния между некоторыми архитектурными элементами храма
в соответствии с индуистской мифологией и космологией, положением
звезд и планет, углом падения солнечного света и временем
года. Положение барельефов, например, регулировалось по движению
Солнца. Ученые поражаются удивительной точности этих расчетов,
сделанных в столь давние времена. 5 башен, самая высокая из
которых поднимается на 55 м вверх, стали символом Камбоджи
и изображены на флаге страны. Само 3-х этажное здание с колоннадами
поднимается на 30 м. Храм посвящен Богу Вишну и другим ведическим
богам. На его барельефах можно увидеть много легендарных сюжетов
из древнеиндийской мифологии. К самым уникальным сценам относится
пахтанье Океана Вселенной богами и полубогами получения эликсира
бессмертия.
|