Музеи и исторические
памятники Сирии
В Национальном музее Северной Сирии в Халебе собраны скульптура,
ювелирные изделия и домашняя утварь шумерского, хеттского,
ассирийского и финикийского периодов, памятники эллинистической,
римской и арабской культур. На средиземноморском побережье
в районе Латтакии находятся развалины финикийских городов-государств,
наиболее известный из которых, Угарит, обнаружен при раскопках
холма Рас-Шамра.
С римским наследием Вы можете познакомиться на театрализованных
представлениях, которые проводятся каждое лето в рамках фестиваля
в городе Бусра-эль-Харири на юге Сирии. На западе страны от
этого периода сохранились дороги, каналы, плотины и акведуки,
некоторые из них действуют до настоящего времени. Из архитектурных
памятников Дамаска особенно знамениты мечеть Омейядов (705-715
годы), дворец Азема (ныне Музей народного искусства), в котором
демонстрируются предметы быта и одежды XVIII века и современные
изделия ремесленников из различных районов страны, средневековый
дервишский приют Сулеймания, мавзолей Салах-ад-Дина, дом св.
Анания, часовня св. Павла.
Халеб в настоящее время превратился в торгово-промышленный
центр, сохранив при этом средневековый облик. Над городом
возвышается цитадель – замечательный образец арабской военной
архитектуры. Город окружён крепостной стеной. Дома выходят
на улицы глухими стенами, но имеют внутренние дворики. Минареты
городских мечетей (самая известная – мечеть Захариа) построены
в разные исторические периоды. Средневековые крытые рынки,
протянувшиеся более чем на 12 км, впечатляют своими каменными
сводами.
История сирийского христианства отразилась в замечательных
церквях (особенно в Халебе) и усыпальницах. К северу от Дамаска
римским императором Юстинианом был сооружен один из греко-православных
храмов, в котором сохранилось изображение Богоматери с Младенцем,
приписываемое св.Луке. От эпохи крестоносцев остались руины
романского замка Крак-де-Шевалье (XII век) в 65 км к западу
от Хомса.
Литература и фольклор. В стране сохраняются традиции устного
творчества, распространенного в среде кочевников и крестьян.
В деревнях проводятся конкурсы по импровизации стихосложения,
а странствующие рассказчики оказываются желанными гостями
в любом доме.
Процесс возрождения классического арабского образования начался
в XIX веке, когда американские и французские миссионеры приступили
к изданию классической и современной литературы на арабском
языке. Сирийцы, обучавшиеся на Западе в миссионерских школах,
выступили создателями философии арабского национализма, а
сирийский социализм формировался под сильным влиянием таких
мыслителей, как Мишель Афляк, Салях Битар и Акрам Хаурани.
В современной сирийской литературе и журналистике широко представлены
произведения на курдском и армянском языках.
Театральное искусство зародилось в Сирии во второй половине
XIX века. Возродившееся в 1960-е годы театральное движение
привело к созданию Национального театра, в котором ставятся
классические и современные произведения арабских и зарубежных
авторов (Мольера, Дюрренмата, Шоу). Этот театр дал путевку
в жизнь таким драматургам, как Мамдух Удван, Сааделлах Ваннус
и др., пьесы которых переведены на европейские языки.
Средства массовой информации. В стране действуют правительственная
Генеральная дирекция радиовещания и телевидения и правительственная
коммерческая служба «Сирийское телевидение». Имеется правительственное
Сирийское информационное агентство. Часть населения принимает
передачи «Голоса Америки», «Би-би-си», ливанского и египетского
радио. Радиовещание ведется почти на десятке языков.
В Дамаске и Хомсе издается более десятка газет на арабском
языке. Наиболее массовые из них – «Аль-Баас» («Возрождение»)
– орган Баас, «Ас-Саура» («Революция»), правительственная
газета «Тишрин» («Октябрь»). На английском языке выходит газета
«Сирия таймс».
Среди горожан среднего достатка популярно кино. В кинотеатрах
широко демонстрируются европейские и американские ленты, но
большинство сирийцев предпочитают фильмы египетского и индийского
производства.
Литература и фольклор Сирии
В стране сохраняются традиции устного творчества, распространенного
в среде кочевников и крестьян. В деревнях проводятся конкурсы
по импровизации стихосложения, а странствующие рассказчики
оказываются желанными гостями в любом доме.
Процесс возрождения классического арабского образования начался
в XIX веке, когда американские и французские миссионеры приступили
к изданию классической и современной литературы на арабском
языке. Сирийцы, обучавшиеся на Западе в миссионерских школах,
выступили создателями философии арабского национализма, а
сирийский социализм формировался под сильным влиянием таких
мыслителей, как Мишель Афляк, Салях Битар и Акрам Хаурани.
В современной сирийской литературе и журналистике широко представлены
произведения на курдском и армянском языках.
Театральное искусство зародилось в Сирии во второй половине
XIX века Возродившееся в 1960-е годы театральное движение
привело к созданию Национального театра, в котором ставятся
классические и современные произведения арабских и зарубежных
авторов (Мольера, Дюрренмата, Шоу). Этот театр дал путевку
в жизнь таким драматургам, как Мамдух Удван, Сааделлах Ваннус,
пьесы которых переведены на европейские языки.
Праздники и обряды Сирии
Мусульмане совершают по пятницам молитвы и слушают проповеди
в больших соборных мечетях. Во время религиозных служб магазины
закрываются, государственные учреждения не работают. По пятницам
сирийцы ходят на рынок и проводят общественные мероприятия.
У христиан выходным днем остается воскресенье. Важнейшими
мусульманскими обрядами считаются рамадан и хадж. Во время
рамадана, который приходится на девятый месяц мусульманского
лунного календаря, следует воздерживаться от приема пищи в
светлое время суток. В конце месяца отмечается праздник разговения
– ид аль-фитр, во время которого принято ходить друг к другу
в гости и обмениваться подарками. Хадж (паломничество в Мекку),
который мусульманам предписывается совершить хотя бы раз в
жизни, приходится на двенадцатый месяц лунного календаря.
По возвращении паломники отмечают праздник жертвоприношения
– ид аль-адха (курбан-байрам), сопровождающийся пиршеством,
весельем и ритуальным закланием овец. Широко празднуется маулид
(день рождения пророка Мухаммеда) и Миораж (Вознесение). Из
светских общенациональных праздников и памятных дат в Сирии
отмечаются:
• День независимости (8 марта),
• День создания Лиги арабских государств
(22 марта),
• День мучеников (6 апреля) – в
память о 21-м руководителе борьбы арабов за независимость,
которые были повешены османским губернатором Камаль-пашой,
• День эвакуации (17 апреля) – в
ознаменование окончательного вывода французских войск,
• День траура (29 ноября) – в память
передачи Францией Турции района Хатай с центром в городе Александретта
(современный Искендерун).
Религия
Не менее 90% населения Сирии – мусульмане, причём 75% – сунниты,
13% – алавиты, а остальные – представители шиитов-исмаилитов
и шиитских сект исмаилитов и друзов. Суннизм исповедуют арабы,
курды, туркмены, турки, черкесы. Друзы сосредоточены в горном
районе Эд-Друз, к юго-востоку от Дамаска. До 10% сирийцев
исповедуют христианство. Наибольшим влиянием среди христиан
страны пользуются православная греко-византийская и армяно-григорианская
церкви. Существуют также небольшие общины яковитов, маронитов,
несториан, халдеев, протестантов и католиков. Крайне малочисленны
иудаисты и езиды (йезиды). Сравнительно с приверженцами других
религий в христианской общине выше доля горожан и солиднее
прослойка людей, получивших высшее образование, а также представителей
высокооплачиваемых «белых воротничков» и лиц свободных профессий.
Система образования в Сирии
Школы и высшие учебные заведения находятся под контролем
соответствующих министерств. Начальное образование бесплатное
и обязательное. Все дети обязаны посещать шестилетнюю начальную
школу. После ее окончания они могут поступать в среднюю школу,
которая состоит из двух ступеней с трехлетним обучением в
каждой: подготовительной (неполной средней) и полной средней.
Для зачисления в государственные средние школы обеих ступеней,
где образование тоже бесплатное, необходимо сдать вступительные
экзамены.
Некоторые дети продолжают учёбу в частных школах, финансируемых
частично за счёт иностранных грантов, и в действующих под
эгидой ООН школах для детей палестинских беженцев. Учебники,
программы и уровень преподавания в частном секторе контролируются
министерством просвещения.
В стране действуют 4 университета: в Дамаске, Халебе, Латакии
(«Тишрин») и Хомсе («Аль-Баас»). Из них старейший и самый
крупный – столичный, основанный в 1923 году насчитывающий
ныне 90 тыс. студентов. В самом большом Халебском университете,
открытом в 1960 году, обучается около 60 тыс. человек. Имеются
несколько учебных институтов технического профиля.
|