Лхаса (Ласа)
Чтобы понять историю Китая, необходимо посетить тебе. Для туристов там интересны три города. Однако центральным и по положению, и по значению является столица Лхаса. Запомните только одно – Тибет интересен тем, кто познаёт окружающий его мир. Там нет супермаркетов, казино или апарт-отелей с ночными дискотеками. Вашему взору откроются многочисленные храмы и монастыри, возвышающиеся на скалах или прячущиеся среди них. Мы советуем Вам посетить:
• Потала – царский дворец и буддийский храмовый комплекс, который являлся основной резиденцией далай-ламы вплоть до бегства в Индию после вторжения Китая в Тибет. В 637 году царь Тибета Сонгцен Гампо возвёл здесь первое здание в том месте, где он обычно медитировал. Когда он решил сделать Лхасу своей столицей, он построил дворец. После своего обручения с китайской принцессой, расширил дворец до 999 комнат, возвёл стены и башни и вырыл обводной канал. Во второй половине VIII века во дворец попала молния, и деревянные постройки сгорели, затем по причине междоусобных войн дворец разрушился. Сейчас сохранилась лишь пещера Фа-Вана и зал Пабалакан. Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 году по инициативе Далай-ламы V. В 1648 году был завершён Белый дворец. Потала стала использоваться как зимняя резиденция далай-лам. Красный дворец был достроен в 1694 году. В грандиозном строительстве принимали участие лучшие мастера того времени из Тибета, Непала и Китая. Сегодня дворец является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах. Дворец находится на высоте 3.700 м на Красном холме посредине лхасской долины. Из-за террас, площадок на крышах и храмов, он не производит впечатления крепости. Общий вид дворца, растянувшегося на горном хребте, с башнями, стенами, лестницами, храмами и пристройками, представляет собой уникальное художественное решение, его величественность и красота ценятся буддистами, архитекторами и художниками, поражают путешественников. Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору – ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды. Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а также служебных помещений правительства. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением. Красный дворец служил местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны. Большое значение имеют восемь мемориальных ступ. Помимо ступ, дворец состоит из вереницы больших и малых залов (храмов), посвящённых буддам, боддхисатвам, далай-ламам, а также для аудиенций и церемоний. В залах выставлены драгоценности и реликвии – пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы, на стенах – сложная система росписи. В Западном большом зале обычно проходили религиозные церемонии, жертвоприношения и приёмы. Центральный павильон храма посвящён нагам, духам воды. Ранее до храма можно было добраться только на лодке. Китайцы же построили мост.
• Монастырь Джоканг – знаменитый буддийский храм и монастырь, особо почитаемый тибетцами. Сюда сходятся многочисленные паломники и зарубежные туристы. Как часть общего комплекса храмов в Лхаса, он является охраняемым объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Джоканг начал строить царь Тибета Сонгцен Гампо в 639 году. Китайская принцесса Вэнь Чен исследовала местность с помощью феншуя. На месте храма располагалось тогда небольшое озеро. Принцесса отождествила местность с телом огромной демоницы, озеро – с её гениталиями, а сердце – там где сейчас храм Потала. Царь приказал осушить озеро и построить храм, а вокруг воздвигнуть ступы и монастыри, чтобы пригвоздить демоницу к земле и обезвредить. С того времени храм является целью буддийского паломничества, в последние столетия храмовый комплекс продолжает расти. Храм имеет 4 этажа, крыша покрыта узорчатой бронзовой плиткой. По архитектурному стилю храм напоминает индийские вихары, но при расширении использовались элементы непальского, китайского (Династия Тан) и других индийских стилей. На крыше стоят 2 золотые лани и колесо дхармы. Храмовый комплекс состоит из нескольких залов и алтарей. В главном зале стоит статуя Будды Сакьямуни, которая является самой почитаемой статуей в тибетском буддизме. Там же находятся 2 статуи царя Сонгцен Гампо и 2 его знаменитых жён – китайской и непальской принцесс, которые способствовали проникновению буддизма на Тибет. Так как храм считается святым местом, паломники обходят весь комплекс по ритуальному пути, где расставлены молитвенные колёса, там же расположены и торговые ряды.
• Монастырь Дрепунг в пригороде Лхасы, в 10 км от города, – самый крупный буддийских монастырь и университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Дрепунг был одним из трёх государственных монастырей. Монастырь был основан в 1416 году учеником Чже Цонкапы. Поначалу он был резиденцией Далай-лам, до того, как построили дворец Потала. Настоятели монастыря играли важную роль в политике Тибета, а во время новогоднего праздника проводили манифестации, связанные с переназначением лхасского городского управления. Настоятели Дрепунга были наиболее близки к Далай-ламам и занимали высшие посты, в том числе нередко становились регентами при малолетних Далай-ламах. До занятия Тибета китайцами в 1959 году в монастыре было более 15 тысяч монахов, это был самый большой монастырь Тибета. Сейчас монастырь продолжает функционировать, в нём проживает несколько сотен монахов, монастырь также является музеем, который посещают многочисленные туристы.
• В Южной Индии тибетские беженцы организовали новый университет-монастырь Дрепунг, находящийся в провинции Карнатака, в котором обитает около пяти тысяч монахов. Во время Культурной революции монастырь был повреждён, однако сохранился центральный зал собраний и центральные залы факультетов и монастырей, а также бывшая резиденция Далай-ламы дворец Ганден-пходранг.
• Ганден – монастырь на горе Вангбур в 47 км от Лхасы, один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Ганден был одним из трёх государственных монастырей. Название Ганден (Тибетский перевод санскритского «Тушита») – легендарная обитель Будды Майтреи. Монастырь находится на высоте 4.500 м. Монастырь Генден был основан в 1409 году учениками Цонкапы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников – Гендун Друбом (1391-1474 годы), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил 2 другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Позже Ганден, который был поделён на два колледжа – Шарце и Жангце, превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырёх тысяч монахов. Монастырь был практически полностью разрушен в годы «культурной революции», но потом был восстановлен. В монастыре сейчас более 200 монахов.
• Сэрa – монастырь в пригороде Лхасы в Тибете (около 10 км от города), один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Сера был одним из трёх государственных монастырей. Подобно монастырям Дрепунг и Ганден, монастырь Сэра также делится на факультеты-дацаны:
Сэра Мэй Дацан (1419 год),
Сэра Чже Дацан (1435 год),
Нгагпа-Дацан (1559 год).
• Ранее в монастыре находилось более пяти тысяч монахов. Сейчас монастырь продолжает функционировать, в нём проживает более сотни монахов, монастырь также является музеем, который посещают многочисленные туристы. Регулярно монахи проводят оживлённые философские диспуты.
• Кумбум – изящный тибетский храм в форме многоярусной ступы со множеством внутренних залов и алтарей на каждом уровне. Всего на Тибете существует три кумбума. Наиболее знаменитый из них находится на территории монастыря Пелкор Чёде. Этот четырёхъярусный кумбум был построен в 1440 году, по окружности многих этажей расположено 108 комнат, внутри которых помещены буддийские статуи и более 10 тысяч настенных изображений.
• Монастырь Самье – первый буддийский монастырь в Тибете. Монастырь построен около 775 года царём Тибета Трисонг Деценом, который внёс большой вклад в восстановление и развитие буддизма после упадка со времени правления царя Сонгцен Гампо (VII век). Монастырь построен на северном берегу реки Ярлунг (Брахмапутра) в 2 часах езды от Лхаса и недалеко от аэропорта. Монастырь построен в форме мандалы. Архитектура всего храмового комплекса сочетает индийские, тибетские и китайские элементы. По сторонам от основного храма расположены 8 малых храмов, 4 стороны посвящены бодхисаттвам Авалокитешваре, Арьяпале, Манджушри и Майтрее. С четырёх сторон стоят также большие ступы. Вдоль круглой стенки, окружающей храмовый комплекс, располагаются 108 малых ступ. Внутри в храмах хранятся многочисленные реликвии и стоят великолепные статуи.